Close

30.12.2019

Краснодар — Сочи: транспортный коллапс на три с половиной месяца

Российские железные дороги приняли крайне странное решение об организации заменяющего автобусного сообщения из Краснодара в Туапсе и Сочи на время 3,5-месячного закрытия железнодорожной линии. Вместо нормальных равномерных рейсов автобусов в течение дня пассажирам предлагается только несколько подряд отправлений посреди ночи и такая же пачка под вечер, сообщает соб.корр. Travel.ru.

Движение всех поездов между Краснодаром и Туапсе закрывается с 14 января до 27 апреля (причина — ремонт тоннеля между станциями Чинары и Чилипси). Дальние поезда из центра страны будут пущены в Сочи через Армавир без захода в Краснодар, а электрички отменены или пойдут сокращенными маршрутами.

Стандартно между Краснодаром и Сочи сейчас ежедневно курсируют 4 поезда «Ласточка», пользующихся большим спросом и часто распродаваемых полностью (в сумме это около 2500 мест в каждую сторону). Кроме того, еще сотни мест ежедневно раскупаются в проходящих дальних поездах. Вместо всего этого РЖД предлагают на три с половиной месяца только несколько автобусов (половина которых уходит посреди ночи) и один идущий кружным маршрутом более полусуток проходящий поезд.

Заменяющие автобусы из Краснодара будут ходить только до Туапсе (это 180 километров, из них около 60 — по горному серпантину). Само по себе это верное решение, однако вместо минимум ежечасных отправлений назначено только шесть — отправлениями от вокзала Краснодара в 4.19, 4.29, 4.39, 15.54, 16.04 и 16.14. Причина такого дикого графика — желание железнодорожников обеспечить в Туапсе пересадку на электрички в сторону Сочи отправлением в 9.29 и 21.04 (это те «Ласточки», что обычно ходят из Краснодара, но будут укорочены и отправятся из Туапсе).

То, что вообще из Туапсе в Сочи следуют 14 различных «Ласточек» в день, и краснодарским пассажирам вполне подошла бы любая из них, а не только две бывших краснодарских, в РЖД уразуметь не осилили. То, что пассажирам будет как минимум неудобно вставать в три утра, чтобы в пятом часу грузиться в автобусы — тем более.

Причина столь нелогичных решений — вероятно, в том, что этими двумя «Ласточками» управляет ФПК (Федеральная пассажирская компания), тогда как большинство прочих обслуживает другое подразделение РЖД — местный пригородный перевозчик «Кубань». Очевидно, в ФПК решили возить автобусами только к своим отправлениям, забыв о том, что пассажирам в принципе все равно, чьими именно «Ласточками» ездить — салоны в них одинаковы.

Не подумали в РЖД и том, что ввиду нестандартной ситуации сами графики «Ласточек» по побережью следовало бы поменять для удобства пассажиров. Сейчас, например, из Туапсе запланированы два отправления «Ласточки» подряд — в 9.25 (пригородный «Кубани») и 9.29 (тот самый рейс ФПК). Второй из них, вероятно, пойдет полупустым — вряд ли краснодарцы массово пожелают вскакивать в три утра, чтобы на него успевать.

Аналогичный абсурд предусмотрен и на обратном пути. Две «Ласточки» ФПК прибывают со стороны Сочи в Туапсе в 7.47 и 20.23, автобусы из Туапсе в Краснодар назначены в 8.30, 8.40, 8.50, 20.53, 21.03 и 21.13. Вечерние рейсы прибудут в Краснодар глубоко за полночь, что также вряд ли восхитит потенциальных пассажиров. Создается впечатление, что в РЖД либо забыли подумать об интересах пассажиров, либо сознательно пошли по пути наименьшего сопротивления, попросту эти интересы проигнорировав.

Цена билета в эти автобусы — 425 рублей (билеты продаются на сайте РЖД, причем в каждый временной слот доступно по три автобуса, то есть в сумме может быть до 9 автобусов, следующих плотной гурьбой утром и такой же караван вечером). Кроме того, в РЖД заявили, что «пассажиры имеют право на бесплатный провоз ручной клади весом до 30 кг., размер которой по трем измерениям не превышает 120 см.» Это размер малого колесного чемодана, который в самолетах обычно помещается даже в салон. Что делать с чемоданами нормального багажного размера и можно ли их вообще возить — не сообщается, как и о классе автобусов и наличии в них тех или иных удобств.

Альтернативно краснодарским пассажирам предлагается только один «прямой» поезд, который пойдет в обход через Ставропольский край и потратит на дорогу больше полусуток. Специально назначенный на период ремонтных работ поезд #664/663 Ростов – Краснодар – Адлер отправится из Ростова в 16.05, затем простоит в Краснодаре полтора часа с 20.26 до 21.50, проследует через Кропоткин (Кавказскую) и Белореченск и наконец прибудет в Туапсе в 7.58, в Сочи в 10.18, в Адлер в 11.12. Обратное отправление из Адлера в 19.50, из Сочи в 20.46, из Туапсе в 22.50, часовая стоянка в Краснодаре с 12.03 до 13.10, прибытие в Ростов в 17.16. В продаже сейчас всего два купейных и один плацкартный вагон (в день отправления будет больше). Дополнительный абсурд в том, что гораздо больше вагонов в предварительной продаже доступно из Ростова, откуда этот поезд почти никому не нужен — желающих ехать таким зигзагом из Ростова в Сочи 18-20 часов явно не будет.

Обычный двухэтажный поезд #641/642 Ростов – Адлер, как и все прочие поезда в Сочи (из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и так далее) пойдут из Ростова сразу через Армавир без захода в Краснодар. При этом по неизвестным причинам ни одному перенаправленному поезду не сделали тарифную остановку в самом Армавире.

В итоге с 14 января до 27 апреля вместо 2,5 тысяч мест в «Ласточках» и сотен мест в проходящих поездах пассажирам между крупнейшим курортом Сочи и его краевым центром в Краснодаре предлагается несколько автобусов с максимально неудобным графиком и несколько вагонов в кружном поезде. Что помешало железнодорожникам назначить ежечасные автобусы Краснодар — Туапсе и соответственно адаптировать график электричек по побережью — неизвестно.

Иными словами, в течение трех с половиной месяцев на этом направлении будет форменный коллапс. Правда, летающая из Краснодара в Адлер авиакомпания Utair пообещала увеличила число рейсов с 2 до 3 в день, но это всего лишь около 70 лишних мест. В выигрыше останутся таксисты и те автобусные перевозчики, которые вовремя сообразят назначить дополнительные автобусы из Краснодара в Туапсе (сейчас их менее десятка в день, включая проходящие абхазские).