Все поезда РЖД лишились фиксированных цен в купе и СВ
Российские железные дороги полностью перешли в начале 2017 года в вагонах купе и СВ внутренних маршрутов на так называемую систему динамического ценообразования, в просторечье именуемую также «динамо». В этих вагонах нет фиксированных тарифов: цены варьируются от и до любых желаемых железнодорожниками значений, сообщает соб.корр. Travel.ru.
До сих пор в «динамо»-системе числилось 115 наиболее популярных внутрироссийских направлений, на которые приходилось около 80% объема перевозок. Теперь в нее добавлены все прочие поезда, в том числе различного рода летние, дополнительные и прочие. Единственным исключением стали так называемые «поезда социально-значимого сегмента» — фактически это просто составы, следующие в Калининградскую область из иных регионов России. На них продолжают действовать фиксированные цены. Кроме того, фиксированные (или меняющиеся в зависимости от даты поездки и оставшегося до отправления времени) цены продолжают применяться в международных поездах.
Во всех остальных внутрироссийских поездах фиксированных цен в купе и СВ (а также в сидячих вагонах ряда дневных экспрессов — «Сапсанов», «Стрижей», некоторых «Ласточек» и других) больше нет вообще. Применяемая там «динамо»-система приводит к непредсказуемости цен для пассажира. Тариф купе нефирменного поезда может оказаться ниже плацкарта (это случается обычно на старте продаж за 60 дней до отправления, а также по промоакциям и в случаях низкого спроса), а может достигать космических величин — например, в летний пик, в праздничные периоды или просто в пиковые дни типа пятничных рейсов из Москвы и воскресных в Москву.
Более того, все так называемые фирменные поезда на «динамо»-маршрутах несут для пассажира дополнительную финансовую нагрузку. В них перевозчик применяет трюк: все купейные и СВ-вагоны фирменных поездов имеют категорию так называемой повышенной комфортности, иначе именуемой «вагоны с услугами». Напомним, что эти «услуги» фактически означают навязанное питание (иногда горячее, иногда в виде сухого пайка и абсолютно не стоящее взимаемых за это нескольких сотен рублей), а также дорожный набор и газеты — как правило, безнадежно устаревшие и без возможности выбора изданий пассажиром. При этом большинство этих вагонов до введения динамического ценообразования числились совершенно обычными, и билеты в них продавались по стандартной цене без всяких навязанных услуг.
Изначально в «динамо»-систему были переведены всего несколько популярных линий из Москвы и Санкт-Петербурга, что привело к заметному скачку цен на них. Затем количество таких маршрутов стало быстро увеличиваться, достигнув год назад 115, а цены ввиду снижения пассажиропотока стали более вменяемыми. Два с половиной года назад в РЖД заявили о снижении среднего купейного тарифа в «динамо»-поездах примерно на 10%.
Пассажирам, желающим получить выгодный тариф в купе или СВ, имеет смысл мониторить ценовую ситуацию на желаемом маршруте заранее, обращая внимание на скачки стоимости по мере приближения даты отправления. Иногда цена может быть наиболее низкой на старте продаж, иногда — в периоды промоакций, изредка тариф снижается в последние сутки перед отправлением в случае, если спрос на данный рейс невелик.